Вход Регистрация

Закрыть

Сожалеем, но в вашей стране музыка не доступна
Sorry music in not allowed in your country

Казахские народные музыкальные инструменты

9439
Казахские народные музыкальные инструменты

Старая народная поговорка гласит: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения»

С давних времен существует народная казахская легенда о том, что музыка и пение имеют неземное и даже мистическое происхождение. Очень высоко в небесах парила божественная песня, и когда она пролетала над степями, где обитали кочевники-казахи, песня эта опустилась в своем полете низко-низко, и народ, который её услышал, получил огромный дар и талант к музыке.

А ведь действительно, издревле казахи так или иначе были связаны с музыкой и пением, и, как следствие, с инструментами, на которых исполнялись традиционные песни или музыкальные импровизации. Любовь к мелодии, к инструменту прививалась с раннего детства. Через материнскую колыбельную, через поучительные песни (осиет олен) взрослых мужчин, через народные детские песни малыши получали житейские знания и познавали мир вокруг себя. Музыкой и песней сопровождались любые события в жизни кочевника, религиозные ритуалы и бытовые церемонии, житейские обряды. В условиях отсутствия письменности песней из уст в уста передавалась история народа.  А какая бы песня не была, без музыкального инструмента она не звучит на полную силу.

В наше время известно более двадцати видов казахских музыкальных инструментов. История создания многих из них связана с красивыми сказаниями и легендами. Для простоты понимания музыкальные инструменты казахского народа условно можно разделить на такие типы: ударные, струнные (щипковые и смычковые), духовые, язычковые и шумовые.

Известны такие виды ударных казахских народных инструментов:

Дабыл (даулпаз) – похож на литавры. Состоит из кольцевидного ободка с ручкой, обтянутого кожей с двух сторон. Использовался для подачи сигналов, так как имел достаточно громкий звук: во время военных действий, охоты, перекочевок, религиозных обрядов.

С той же целью использовали и шындауыл. Это ударный инструмент, который также имеет очень громкий звук и похож на небольшой барабан.

Несколько больше размером и глубже по форме – дауылпаз. Его тоже использовали как сигнальный инструмент.

Дангыра – это фактически бубен. У него есть ободок, увешанный металлические пластинками, который обтянут кожей только с одной стороны. Его использовали в своих ритуалах и обрядах шаманы.

 

Среди струнных инструментов на первое место по популярности можно поставить домбру.

Домбра – щипковый казахский национальный инструмент, изготовленный из цельного куска дерева. Чаще всего на ней было две струны, но встречаются и трехструнные варианты этого музыкального инструмента. Домбра была почти в каждой юрте, казахи не представляли себе без неё жизни. По легенде, домбру изобрели, чтобы поведать хану о гибели его единственного сына. Хан приказал залить горло свинцом каждому посмевшему сообщить ему эту весть. И тогда один музыкант сделал это с помощью домбры, не проронив ни слова.

Еще один очень известный казахский инструмент – кобыз. Он имел две волосяные струны, а звук извлекался с помощью смычка. Кобыз использовали шаманы (баксы) для общения с духами.

Жетыген - старинный щипковый инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Под каждую струну подставляли с одной стороны асыки, передвижением которых происходила настройка.

Шертер — древнеказахский и древнетюркский щипковый казахский народный инструмент. На нем играли так же, как и на домбре, однако он намного меньше её. У шертера короткий гриф без ладов и очень сильное звучание.

Адырна – очень древний многострунный щипковый инструмент. Своим видом и способом игры напоминает арфу. У него пустотелый корпус, поверх которого натянута кожа. Струны изготавливали из верблюжей шерсти или сухожилий.

Духовые инструменты в казахской музыкальной культуре очень разнообразны.

Самый любимый – сыбызгы. Она помогала чабанам коротать одиночество на отдаленных пастбищах и сопутствовала вечернему отдыху людей. Сыбызгы  традиционно изготавливали из тростника или дерева, а уже позже, и намного реже, использовали серебро.

Керней – старинный музыкальный инструмент, который применяли для подачи сигнала и поднятия боевого дух воинов во время сражений. Его чаще всего делали из металла.

Сазсырнай представляет из себя глиняный сосуд овальной формы с несколькими отверстиями. Это, как правило, была игрушка для детей, которая подражала пению птиц, завыванию ветра или голосам животных.

И еще один духовой казахский инструмент – бугышак.  Он выполнен из кости и рога, и своим звучанием подражает голосу оленей и маралов, поэтому его использовали охотники.

Из язычковых инструментов самым распространенным является шанкобыз.

Шанкобыз – очень древний инструмент, звук которого напоминает человеческий голос. На нем играют одновременно зубами, языком и правой рукой.

Так называемых шумовых казахских национальных инструментов очень много различных видов. Мы рассмотрим некоторые из них.

Асатаяк – это колокольчиковый инструмент, который использовали шаманы в своих ритуальных танцах. Он имеет разнообразные формы, в основном – это посох с прикрепленными колокольчиками или металлическими пластинами, которые при стряхивании издают звук.  Асатаяк изготавливается из дерева и металла.

Сакпан представляет собой трещетку, изготовленную из нескольких деревянных дощечек, ручки и основа с орнаментом.  С помощью сакпана пастухи сгоняли ягнят, а пахари отпугивали птиц от посевов. Им также можно отбивать ритм и использовать его в качестве аккомпанемента, такой своеобразный ударник.

Оцените :

Комментировать